Главная » Статьи » Мои статьи

1, 2, 3, 4
1. Методы изучения аудитории (общий вопрос)

Аудитория – главный объект исследований «внутри» информационного рынка. Особый интерес в подобных исследованиях представляет изучение факторов привлечения аудитории, ее характеристик, влияющих на интенсивность потребления информации.
Три направления деятельности на информационном рынке:
1. привлечение (удержание) аудитории;
2. привлечение (удержание) рекламодателей;
3. прогнозирование и нейтрализация деятельности конкурентов.
В исследованиях больших масс и групп людей, к которым относятся аудитории СМИ, требуется применение выборочных методов и процедур.
Главным фактором при определении принципов отбора является генерализуемость, т.е. возможность переносить выводы, основанные на изучении частных мнений и фактов, на всю совокупность объектов исследования. Она называется генеральной.
Генеральная совокупность – совокупность всех возможных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования.
В других случаях исследователи имеют дело с выборкой, или выборочной совокупностью.
Выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.
Процедура формирования выборки позволяет решить, «каковы те немногие представители огромного множества объектов, изучив которые мы получим выводы, применимые ко всей совокупности».
Виды выборки различаются как вероятностные (случайные) и целенаправленные. Основанием для определения случайных служит теория вероятности. Таким образом, при построении подобных моделей любой элемент генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку. Целенаправленные модели отличаются тем, что отбор единиц происходит в зависимости от их характеристик, которые определяются исследователем в соответствии с поставленными целями и задачами.
Традиционные методы взаимодействия редакций и аудитории (переписка, прессовые опросы, встречи с читателями и т.п.) в современных условиях используются относительно редко. Социологические исследования аудиторий СМИ (медиаисследования). Позволить себе наличие собственных исследовательских служб, реализующих научно обоснованные проекты и осуществляющих регулярные мониторинги, могут лишь мощные информационные холдинги или издательские дома.
Опросы:
Интервьюирование Интервью: по месту жительства, по месту работы, уличное, Массовое, экспертное. Интервью лицом к лицу («фейс-ту-фейс»), телефонное , Интервью с номером в руках, Фокус-группа.
Анкетирование: Раздаточное, Почтовое, Прессовое, Интенет-опрос
Наблюдение невключенное и включенное – за поведением аудитории в лабораторных или естественных условиях, при чтении изданий, просторе телепредач, прослушивании радио, у газетных киосков, в метро и т. п.
Контент-анализ
Социологический и социально-психологический эксперимент с изменением модели издания, заголовка, типа публикации, оформления, расположения на полосе или в программе и т. п. с последующим опросом аудитории или наблюдением за ее поведением. Лабораторные эксперименты с видеоматериалами.
Социопсихолингвистические методы (ассоциативный метод семантического дифференциала, метод коллажа и др.)
Изучение статистических данных, данных тиражей, подписки, пользователей теле- и радио-, интернет-изданий и т. п., изучение динамики этих показателей за ряд лет.
В рамках медиаметрических исследований применяются некоторые специфические методы.
Дневниковые методики – панели, ведение дневников, в которых аудитория фиксирует потребление СМИ, например, время просмотра телевизора, каналы, передачи, которые она смотрит и т. п. Особенно они важны при панельных повторных исследованиях.
Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры
Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.
Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating –оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.
2. Обзор СМИ США
Пресса в СШA
Популярность ежедневных газет падает год от года, и в этих условиях изданиям сложнее сохранять редакционную независимость. К 1990 году в Нью-Йорке осталось только пять ежедневных газет, а в конце XIX века их было 18. А к 1995 году, например, количество ежедневных газет в США за год уменьшилось с 1 538 до 1 532.
После финансового кризиса 2008 года состояние индустрии не в лучшей форме.   Значительное место в издательской индустрии США занимает этническая пресса и в том числе русско-язычная. Как правило русскоязычные издания выпускаются небольшими тиражами один или два раза в месяц, реже встречаются издания с еженедельными выпусками. 
Более двух третей взрослых американцев в обычный день недели читают ежедневную газету. 
 "Ю-Эс-Эй тудэй" – начала выходить в 1982 г. Это был смелый эксперимент по созданию подлинно общенациональной газеты, ориентированной на мобильное городское население, интересующееся короткими броскими новостями, а не традиционным анализом событий. Полностью верстается и макетируется в Арлингтоне, Вирджиния, а затем передается по спутнику в 32 типографии, обслуживающие основные рыночные конгломераты по всей стране, и в две типографии, обслуживающие Европу и Азию. 
"Уолл-стрит джорнэл»
В 1990-е годы американские газеты столкнулись с конкуренцией со стороны не только сетевого телевидения, но и целого спектра целевых и специализированных СМ.
 "Нью-Йорк таймс", одна из самых традиционных черно-белых газет, в 1993 году впервые начала печатать цветную рекламу. 
ЖУРНАЛЫ 
Самые влиятельные и тиражные в мире издания, ориентированные на туристическую индустрию, основаны и издаются в США — это ежемесячные журналы Conde Nast Traveler и Travel + Leisure.
Издатели журналов все чаще пытались апеллировать не к широкой публике, а к четко определенной аудитории. 
Журнал "Мани" посвящен только личным финансам, но привлек широкую общенациональную аудиторию. В конце 1990 года "Тайм" начал "персонализировать" свою обложку, печатая на ней имя и адрес каждого подписчика вместо наклеенной подписной этикетки. Журнал планирует также перейти к персонализации содержания. В сентябре 1993 года "Тайм" стал первым журналом, предложившим своим читателям онлайновую версию, благодаря которой читатели могут получать каждый выпуск на свои компьютеры раньше, чем он поступит в киоскиПодобно своим газетным коллегам, издатели журналов пользуются новыми технологиями для выхода на международную аудиторию. "Тайм", например, еженедельно передает весь свой журнал из Нью-Йорка в Гонконг и Сингапур. 
Радио в Америке.
 «Го́лос Аме́рики» Основу эфира «Голоса Америки» составляют новостные, информационные и культурные программы.
Вышла в эфир 24 февраля 1942 года. 
История радио в США начинается со знаменитого сербского ученого-физика Никола Тесла, который в 1884 году эмигрировал в Штаты. В 1896 году его радиостанция передала радиосигнал на 48 километров. 

3. Общественное мнение как феномен социальной жизни

"Общественное мнение" - во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.
Общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.
компоненты общественного сознания: 
- знание, представление человека о мире;
- отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;
- практическое отношение человека к действительности. 
Общественное мнения является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. 
Умышленно или нет, но пресса остаётся одним из средств манипулирования сознанием общества. 
Роль телевидения в воздействии на массовое сознание трудно переоценить. Вместе с тем современное телевидение активно использует технологическую систему инструментария агитационно-пропагандистского воздействия (снятие защиты, смещение акцентов, присоединение к будущему, «пробный шар», растянутость во времени, изменение масштабов, моделирование доверия, перенос внешних характеристик во внутренние убеждения, символизация); специальные телевизионные технологии призваны обеспечить по отношению к TV следующие функции: формирование приоритетов общественного мнения; переключения общественного мнения с одного аспекта на другой; введение в общественное мнение новых тем и ситуаций; организация поддержки политических и экономических инициатив.
Общественное мнение (ОМ) по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях.Носителем ОМ выступает масса людей, в идеальном представлении – все общество.
Мнение возникает как результат «столкновения» актуальных для людей проявлений текущей действительности с глубинными структурами массового сознания. И от того, каковы их характер и состояние, зависит точность и всесторонность общественного мнения.
Общественное мнение как особое духовное образование в структуре массового сознания представляет собой картину текущей действительности, своеобразную панораму современности. Объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни – совокупность конкретных ситуаций (в богатстве их составляющих) в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслуживания и т.д.
В целом же, общественное мнение – это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что, во имя чего и как должно быть изменено в действительности.
«Плюрализм» общественного мнения всегда приводит к столкновению и борьбе. Борьба мнений персонифицируется, т.е. появляются «лидеры мнений» – люди, наиболее чутко улавливающие интересы и настроения в массовом сознании и наиболее ярко их выражающие, а также «разработчики» подходов, идей и предложений по вопросам, волнующим группу – носителя общественного мнения.
В силу динамичного развития современной жизни и под влиянием столкновения различных точек зрения общественное мнение оказывается в высокой степени изменчивым компонентом массового сознания. В него входят новые суждения о возникших явлениях жизни, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются, забывая устаревшие.
Важно отметить также подвижность элементов общественного мнения – перемещение существенных, долгоживущих представлений, суждений, образов, сложившихся в нем, в глубинные компоненты массового сознания.


4. Обзор СМИ Западной Европы

Пресса Германии
Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и сильным развитием местной печати. Большая часть немецких газет распространяется по подписке (76%).
Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории: общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ); надрегиональные газеты — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; местная печать — газеты одного региона, одного района, города и т. д. Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном
 Германия занимает шестое место в ЕС по распространению газет (375 экземпляров на 1000 жителей).
Общенациональные ежедневные газеты:
Франкфуртская общая газета — либерально-консервативная и самая читаемая газета ФРГ.
Южнонемецкая газета -— серьёзная газета, левая, либерального направления, издаваемая в Мюнхене.
«Южногерманская газета» — крупнейшая ежедневная газета Германии. Основана 16 октября 1945 года. Издается в Мюнхене.
Надрегиональные ежедневные газеты:
Западногерманская общая газета — консервативное издание, распространяющееся в землях
            Северный Рейн 
Новая Германия 
Местные ежедневные газеты ФРГ:
Саксонская газета — крупнейшая газета Восточной Германии.
Берлинская газета. Самая тиражная ежедневная газета региона Берлин-Бранденбург. 
Кризис.
В 2001 году медиарынок Германии потряс кризис. Эксперты заговорили о «самом тяжелом кризисе для немецкого газетного рынка за весь послевоенный период». Появился мощный конкурент, распространяющий новости - Интернет. 
Государственное радио и телевидение Франции
Во Франции первая экспериментальная радиопередача прозвучала в 1908 году с Эйфелевой башни/ Регулярное французское радиовещание началось в начале 20-х годов опять-таки с Эйфелевой башни, где расположилась первая радиостанция. Радиовещание носит преимущественно государственный характер
Множество тематических государственных радиостанций вещает в FM-диапазоне:-France Inter, -France Info (новости), -France Bleu (местныеновости), -France Culture (культура), -France Musique (классическаямузыка, джаз) -LeMouv (молодёжная рок-радиостанция) и другие.
«Франс Интернасьональ» -Международное французское радио. Его аудитория — 44 миллиона человек. 
Телевидение
Развитие началось после второй мировой войны. Телевидение вплоть до 1982 г. являлись государственной монополией. 
France 2 — главный канал французского  общественного телевидения. Основной национальный общественный канал, телепрограммы которого рассчитаны на широкую аудиторию. Основан 21 декабря 1963 года.
France 3 — французский  общественный телеканал с региональным характером. 
France 5  - познавательный телеканал медиагруппы ФрансТелевизьон. Созданный в 1994 году, он ставит целью «содействовать повышению эрудиции и вызывать интерес к окружающему миру, желание обсуждать увиденное и делиться впечатлениями». 
«Арте» -  Франко-немецкий телеканал, знаменитый своими передачами о культуре и искусстве, качественными документальными фильмами. 
Таким образом, французского зрителя есть широкий выбор для просмотра. Интересно отметить, что уже в этом, полностью бесплатном мультиплексе представлены телеканалы, освещающие совершенно разную тематику. Пожалуй, объединяет их лишь одно: большинство из них общественные, то есть стараются создавать и транслировать такие передачи, которые бы повышали культурный уровень французов. 
Общая характеристика прессы Великобритани
Национальные газеты, которые продаются по всей стране, издаются в Лондоне. В восьмидесятые годы прошлого столетия тираж национальных газет сократился.
Жители Великобритании покупают больше газет по воскресным дням, чем в будние дни и поэтому воскресные газеты имеют больший тираж, чем ежедневные газеты.. Провинциальные или местные газеты читают жители небольших городов и местностей, расположенных вне Лондона. Большинство газет имеют свою собственную политическую точку зрения. 
Качественные газеты
The Times (Времена) Большую часть своей истории The Times была самой влиятельной ежедневной газетой Британии. Газеты была основана в 1785 году Джоном Уолтером. Первое название газеты The Daily Universal Register было изменено на The Times в 1788 году. 
The Observer –
Читательская аудитория популярных и качественных газет различается. Согласно данным социологических исследований читателями качественной прессы являются люди, в руках которых находится экономическая и политическая власть.nСредний класс Великобритании, имеющий высокий уровень образования и культуры, предпочитает читать качественную прессу.
Популярные газеты
Популярные газеты гораздо меньше качественных по размеру и их стоимость значительно ниже. Для популярных газет в большей степени, чем для качественных газет, характерно широкое использование разговорного языка, слэнга. Журналисты общаются с читателями непринужденно, стараются задействовать их эмоции в процессе чтения статьи, широко используют выразительные средства, создавая тем самым как бы неофициальные отношения между журналистом и читателями. В текстах популярных газет преобладает эмоциональный фон негодования, возмущения, оценка фактов при этом бывает нередко поверхностной.
Сан. Олицетворяя собой бульварную или желтую прессу, она откровенно гоняется за сенсационными историями, выискивает пикантные подробности из жизни знаменитостей, не гнушается "мягкой порнографии". 

Категория: Мои статьи | Добавил: Langeron (13.06.2013)
Просмотров: 806 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: