Главная » Статьи » Мои статьи

19
19. Проблемы информационной безопасности, государственная политика в области СМИ.

Критерии оценки: Содержание массово-информационной безопасности, информированность как важнейшее условие безопасного состояния и развития общества. Принципиально значимые обязательные элементы ответа: Государственная «доктрина информационной безопасности». Национальные интересы в обеспечении информационной безопасности личности (человека и гражданина), общества, государства. Угрозы (внутренние и внешние). Участие различных общественных сил и институтов в поддержании массово-информационной безопасности.
Факторы массово-информационной безопасности: •все слои могут полно изложить свои взгляды, предложения; имеют доступ к необходимой информации;
• в СМИ сопоставление различных позиций и общества в целом; сближение позиций СМИ, ориентированных на развитие всего общества;
• борьба с односторонностью и недобросовестностью в СМИ, демагогией и популизмом, манипуляциями информацией, дезинформацией, информационным противоборством.
Достигается безопасность объединением усилий государственных органов, институтов гражданского общества, в т.ч. СМИ, при толерантном сотрудничестве.
Информационная безопасность – состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью информационных интересов личности, общества и государства».

Основной документ – «Доктрина информационной безопасности РФ» (2000 г.) Она указывает, что состояние информационной безопасности «не в полной мере соответствует потребностям общества и государства», что проявляется в следующем:
Несовершенстве нормативного правового регулирования в области массовой информации
Неразвитости системы массовой информации и слабости по формированию единого информационного пространства
Принятие различными органами власти правовых актов, ущемляющих права граждан в области информационной деятельности
Монополизация информационного рынка
Недостатки в организации международного информационного обмена
Интеграции России в мировое информационное пространство
Ущемление интересов России в мировом информационном пространстве
В сфере массового сознания угрозы национальной безопасности сказывается девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, терпимость к антиобщественному поведению, эксплуатация низменных побуждений, манипулирование информацией.
МИБ может быть достигнута только при грамотном взаимодействии государственных и институтов гражданского общества, когда реализованы следующие условия:
1. Обеспечение необходимой информацией
2. Разнообразие каналов информации
3. Разнообразие представляемых позиций
4. Возможность каждого социального субъекта заявить о своей позиции
5. Получение реакции на выступления
6. Возможность открытого отстаивания своей позиции
7. Открытость источников информации
8. Навыки работы с информационными потоками
9. «Самозащита» от негативной информации
Структуры: Совет безопасности (СБ), Межведомственная комиссия по информационной безопасности, др. государственные органы (Федеральное Собрание, Правительство, правоохранительные органы).
Активно включиться должны:различные журналистские организации, другие институты гражданского общества, непременно должен быть создан Национальный совет по СМИ (государственно-общественный орган коалиционного типа), который будет выполнять следующие функции: 1. Мониторинг. 2. Критический анализ. 3. Разъяснительно-рекомендательную деятельность. 4. Определение направлений нормотворческой деятельности. 5. Контрольная деятельность за исполнением законов.

Проблемы информационной безопасности можно разделить на три больших группы:
1. Проблемы гуманитарного характера – проблемы информационной безопасности, возникающие в связи с бесконтрольным использованием и распространением персональных данных граждан, вторжениями в частную жизнь, клеветой и кражами личности.
2. Проблемы экономического и юридического характера – проблемы информационной безопасности, возникающие в результате утечки, искажения и потери коммерческой и финансовой информации, краж брендов и интеллектуальной собственности, раскрытия информации о материальном положении граждан, промышленного шпионажа и распространения материалов, наносящих ущерб репутации компаний.
3. Проблемы политического характера – проблемы информационной безопасности, возникающие из-за информационных войн, кибервойн и электронной разведки в интересах политических групп, компрометации государственной тайны, атак на информационные системы важных оборонных, транспортных и промышленных объектов, неполного информирования и дезинформации руководителей крупных учреждений.
В последние годы проблематика информационной безопасности пополнилась такими сложными задачами, как:
 – разработка и реализация надёжных систем электронно-цифровой подписи, электронных выборов, закупок и платежей
 – создание и внедрение передовых средств аутентификации (биометрических и других)
 – разработка и внедрение новых методов обеспечения надежности и отказоустойчивости (инновационные технологии кластеризации, виртуализации и др.)
 – защита беспроводных соединений, мобильных устройств и «умной» электроники
 – обеспечение безопасности веб-сервисов и «облачных» технологий
 – защита от вирусных и хакерских атак, направленных на конкретные предприятия
 – разработка новых стойких систем шифрования
 – борьба с современными изощренными методами «черного» пиара, мошенничества и дезинформации в цифровом пространстве.
Решение указанных острых проблем в области информационной безопасности возможно только при условии:
 – внимания к данным вопросам и надлежащих, целенаправленных действий руководителей компаний и представителей общественности и госвласти
 – согласованной деятельности национальных и международных органов, занимающихся стандартизацией ИБ и борьбой с киберпреступностью.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
 
          Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. 
     Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
     Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
     Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
          Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
     Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
     Для достижения этого требуется:
     повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
     усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
     обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
     обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
     укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
     гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
     не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
     обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
     Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
     Для достижения этого требуется:
     укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
     интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
     Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
     Для достижения этого требуется:
     развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
     развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
     развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
     обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
     Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
     В этих целях необходимо:
     повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
     интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
     обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
     расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
     2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
     По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
     угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
     угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
     угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
     угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
     Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
     принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
     создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
     противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
     нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
     противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
     неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
     неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
     дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
     нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
     вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
     девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
     снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
     манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
     Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться:
     монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
     блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
     низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
     Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
     противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
     закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
     вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
     увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
     Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:
     противоправные сбор и использование информации;
     нарушения технологии обработки информации;
     внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
     разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
     уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
     воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
     компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
     утечка информации по техническим каналам;
     внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
     уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
     перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
     использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
     несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
     нарушение законных ограничений на распространение информации.
     3. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации
     Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:
     деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
     стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
     обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
     деятельность международных террористических организаций;
     увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
     деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
     разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
     К внутренним источникам относятся:
     критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
     неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
     недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
     недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
     неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
     недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
     недостаточная экономическая мощь государства;
     снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
     недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
     отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
          5. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
     Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
     К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Langeron (13.06.2013)
Просмотров: 644 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: