Главная » Статьи » Мои статьи |
20
20. Журнал «Современник» как один из ведущих журналов в России в XIX веке. Общественно-литературная позиция журнала при А.С.ПушкинеЩ (1836-37гг.). А.С.Пушкин как редактор «Современника». Характер и направленность журнала в 1837-46гт., приданные изданию Плетневым. «Современник» Н.А.Некрасова и И.И.Панаева. Общественно-политическая и литературно-эстетическая программа журнала до реформы 1861г.. Ведущие авторы. Цензурные преследования и борьба Некрасова за сохранение журнала. Место «Современника» в журналистике 1860-х годов. Преобразования в журнале. Общественная и литературно-критическая позиция журнала. «Очерки гоголевского периода русской литературы» Н.Г.Чернышевского и их роль в укреплении демократического направления в «Современнике». «Современник» о крестьянской реформе 1861 года. Полемика журнала с либерально-монархическими изданиями («Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Отечественные записки») по основным вопросам литературы, философии и политики. Роль и значение публицистической деятельности Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток». Цензурные преследования и закрытие журнала (1866г.). Значение «Современника» для развития русской общественной мысли и отечественной журналистики. «Современник» в годы жизни А.С. Пушкина Журнал Пушкина «Современник» просуществовал всего только один 1836 год.редактора-издателя. независимой трибуной для него и его литературных соратников. Летом 1831 года Пушкин начал хлопоты о разрешении издавать политическую и литературную газету, предназначенную просвещенной публике. Было придумано для газеты название: «Дневник. Политическая и литературная газета. Часть политическая — официально ничтожная; часть литературная — существенно ничтожная; известие о курсе, о приезжающих: вот вам и вся программа. Я хотел уничтожить монополию [Греча и Булгарина] и успел. Остальное мало меня интересует. Газета моя будет немного похуже Сев[ерной] пчелы. Угождать публике, я не намерен; браниться с журналами хорошо раз в 5 лет, и то Косичкину, а не мне. Стихотворений помещать не намерен, ибо и Христос запретил метать бисер перед публикой; на то проза — мякина». Только весною 1835 года Пушкин решил возобновить хлопоты о собственном периодическом органе. Сохранился черновик его письма Бенкендорфу такого содержания: «В 1832 году его величество соизволил разрешить мне быть издателем политической и литературной газеты.»Итак, я хотел бы быть издателем газеты, во всем сходной с «Северной пчелой»; что же касается статей чисто литературных (как то пространных критик, повестей, рассказов, поэм и т. п.), которые не могут найти место в фельетоне, то я хотел бы издавать их особо. Первый бой пришлось дать из-за статьи Гоголя, напечатанной в первом же номере «Современника» под названием «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 г.г.». Пушкин решает пригласить для ближайшего сотрудничества в «Современнике» молодого В. Г. Белинского. П. А. Плетнев (1792-1865) с 1838 по 1846 выпускает журнал уже самостоятельно. Здесь Плетнев пытается продолжить пушкинские принципы: привлекает к изданию писателей, связанных с прежним «Современником», печатает рукописи поэта, материалы о нем. Однако «исключительно литературное» направление журнала, стремление занять нейтралитет в разгоревшейся полемике славянофилов и западников не способствовали популярности. Центральной статьей Плетнева в пору издания «Современника» стал его разбор «Чичиков, или "Мертвые души” Гоголя» (1842). Н.А. Некрасов В 1847 г. вместе с И.И.Панаевым Некрасов стал редактором-издателем журнала "Современник. В журнале во все время его существования публиковались поэтические и прозаические произведения Некрасова, сами по себе часто составлявшие яркие события в русской литературе, литературно-критические статьи, фельетоны. «Современник» Некрасова и Панаева Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал (объём 40 п.л.); выходил с 1 января 1847. В 1847—1848 официальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского. С 1853 стал Н. Г. Чернышевский и с 1856 — Н. А. Добролюбов. С 1858 журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. В годы политической реакции 1848-1855 журнал жестоко преследовался цензурой. Но и в этот период «С.» отстаивал принципы «гоголевского направления». «С.» ведет резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, становится трибуной революционных просветителей 60-х годов. Основной тон критическому и публицистическому отделам «С.» задают статьи и рецензии Чернышевского и Добролюбова. Программной для журнала стала работа Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855-1856). К исходу 1858 года «С.» - по преимуществу журнал политический, хотя беллетристика и литературная критика по-прежнему занимают в нем много места. Отчетливо проводится мысль о том, что крестьянство – главная революционная сила общества. В период подготовки крестьянской реформы 1861 года «С.», как и другие журналы, уделял большое внимание обсуждению условий отмены крепостного права. Критика феодально-крепостнического общества, обсуждение проблем земли, выкупа, гражданских свобод, занимавшие много места в журнале и специальном приложении к нему («Устройство быта помещичьих крестьян»), велись с точки зрения интересов крепостного крестьянства. Статьи, посвященные общинному землевладению, характеризуют утопический социализм революционеров-разночинцев той поры и роль Чернышевского как одного из родоначальников русского крестьянского социализма. Журнал в завуалированной форме показывал невозможность решения крестьянского вопроса путем реформ сверху, пропагандировал революционный путь уничтожения крепостнической системы, объединял революционно-демократических деятелей (М.Л.Михайлов, Н.В.Шелгунов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.Н. и В.А.Обручевы и др.). К 1859-1861 относится полемика «С.» с «Колоколом», отражавшая различное понимание задач русской демократии в период подъема крестьянской революции. В полемике с журналами «Время» и «Эпоха» (1861-1865) «С.» резко осуждал консервативные идеи мирного пути развития России, отстаивал связь литературы с задачами освободительного движения. Большую роль в «С.» играл сатирический отдел «Свисток» (всего 9 выпусков; 1859-1863), создателем и основным автором которого был Добролюбов. В сатирических фельетонах, стихотворных пародиях «Свистка» он развернул борьбу против либерализма и «чистой поэзии», уводивших читателя от злободневных общественных вопросов. Смерть Добролюбова в 1861 году, приостановка «С.» в июне 1862 на восемь месяцев и арест Чернышевского были сильным ударом по журналу. Некрасову удалось в январе 1863 года возобновить издание, но потери были невосполнимы, и «С.» не удалось подняться на прежнюю высоту. В публицистике и критике четкая идейная линия проявлялась не всегда. Непоследовательность позиции журнала в 1863-1866 годах определялась и составом сотрудников, и серьезными противоречиями внутри редакции. Она отразилась, в частности, в полемике «С.» с «Русским словом» по широкому кругу общественных проблем, изобиловавшей резкими суждениями и взаимными обвинениями. Все же в трудных условиях спада революционного движения и наступления реакции «С.» оставался лучшим демократическим журналом эпохи. Редакция, и прежде всего Некрасов, вела мужественную борьбу с цензурой. Положение особенно осложнилось после принятия нового закона о печати (апрель 1865 года), отменявшего предварительную цензуру. В июне 1866 года журнал был закрыт. "Современник" - вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена - становится журналом революционно-демократического направления. П.А. Плетнев быстро превратил «Современник» в орган, чуждый полемике и стоящий в стороне от общественной и литературной жизни. Это было сделано издателем якобы в целях служения «высшим задачам искусства и истине» и оправдывалось ссылками на невежество читателей и низость нравов, царящих в литературе и журналистике. Наконец, Плетнев решил отказаться от журнала и в сентябре 1846 г. передал право на издание «Современника» Некрасову и Панаеву. Первый номер преобразованного «Современника» вышел в свет 1 января 1847 г. Белинскому не пришлось стать редактором журнала, что было его давнишней мечтой: репутация «неблагонадежного» литератора не позволяла даже начинать хлопоты по этому поводу. Содержательным и разнообразным был в «Современнике» отдел «Смесь», игравший весьма существенную роль. В пределах цензурных возможностей этот отдел заменял журналу не разрешенные ему общественно-политические отделы и нередко включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни. Здесь можно найти статьи, направленные против крепостничества и капиталистического строя, заметки, проводившие идеи социализма, полемические выступления против реакционных журналов, против славянофилов Здесь постоянно помещались «Современные заметки» и фельетоны Нового поэта (Панаева). По своему направлению «Современник» при Белинском был журналом революционно-демократическим. Он проводил те идеи, которые были выражены Белинским в зальцбруннском письме к Гоголю, – идеи революционной борьбы с крепостничеством, самодержавием и религией. Письмо Белинского к Гоголю было подлинной программой «Современника». Как и письмо, журнал отражал настроения и чаяния крепостных крестьян. Главной целью «Современника» была борьба против крепостного права. Журнал печатал антикрепостнические художественные произведения Герцена, Тургенева, Гончарова, Григоровича и в статьях Белинского разъяснял их смысл и значение. Насколько это было возможно, «Современник» пропагандировал социалистическое устройство общества. Белинский во «Взгляде на русскую литературу 1847 года» писал, что благосостояние в обществе должно быть равно простерто на всех его членов; Герцен в «Письмах из Avenue Marigny» утверждал, что «все несчастие прошлых переворотов состояло в упущении экономической стороны», и предсказывал такой переворот, который сокрушит власть буржуазии и приведет к власти трудящихся; Милютин в статьях о Мальтусе и Бутовском доказывал необходимость «радикального преобразования экономических отношений» и, критикуя системы утопического социализма, выражал вместе с тем уверенность, что будущее принадлежит социализму. В области философии «Современник» отстаивал принципы диалектики и материализма и боролся с идеализмом и религией. В журнале печаталось большое количество разного рода материалов по естествознанию, что способствовало распространению материалистических взглядов. Главной задачей литературной критики журнала была борьба за реалистическое, подлинно народное искусство, искусство большого идейного и общественного значения. Принцип реализма и народности «Современник» противопоставлял принципу «чистого искусства», «украшения и облагораживания действительности». Защищая реализм и подлинную народность в искусстве, Белинский в своих статьях дал глубокую итоговую оценку деятельности Гоголя, справедливо считая его художественное творчество гордостью Русской национальной культуры. Направление «Современника» приобрело ему много друзей и врагов. Реакционные журналы вели с ним постоянную войну. Журналисты типа Булгарина не гнушались любыми средствами борьбы, сочиняли доносы. Жестоко преследовала «Современник» цензура. Особенно страдали статьи Белинского. После событий 1848 г. «Современник» оказался в исключительно трудном положении. «Меншиковский комитет», по поручению царя обследовавший русскую журналистику, нашел, что «Современник» проповедует коммунизм и революцию. Правительственные кары и уход Никитенко поставили «Современник» на край гибели. Но Некрасов и Панаев решили продолжать издание журнала. С большим трудом они добились утверждения в качестве редактора «Современника» – причем временно и лишь «в виде опыта» – Панаева (с 16 апреля 1848 г.). В 1849 г. «Современник» снова навлек на себя гнев «бутурлинского комитета» и самого царя, поместив статью И.И. Давыдова «О назначении русских университетов». Столь тяжелые условия существования не могли не отразиться на «Современнике». Журнал перестал касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства, ничего не мог сказать по поводу революции 1848 г. в Западной Европе и даже о начавшейся в 1853 г. Восточной войне вынужден был писать весьма глухо. На смерть Белинского «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками да краткими полемическими замечаниями по адресу «Москвитянина», вызванными тем, что Погодин у могилы Белинского пытался в самой грубой форме свести счеты с великим критиком. А затем на протяжении ряда лет и самое имя Белинского было запрещено упоминать в русской печати. С первого номера «Современника» 1854 г. в нем начинают печататься рецензии и статьи Николая Гавриловича Чернышевского. «Очерки гоголевского периода» – крупнейшее произведение Чернышевского-критика. Оно печаталось в журнале с конца 1855 г. в течение всего 1856 г. На основе материалистического понимания искусства Чернышевский осветил в своей работе основные проблемы русской литературы, общественно-политической мысли и журналистики 30-х и 40-х годов XIX в. В центре «Очерков» – защита идей Белинского, восстановление и дальнейшее развитие его принципов, утверждение творчества Гоголя, разгром теории «чистого искусства». С 1858 г. Добролюбов вошел в число редакторов журнала вместе с Некрасовым и Чернышевским. критика – Добролюбов, публицистика – Чернышевский, беллетристика – Некрасов. Переход «Современника» на позиции революционного демократизма привел к изменению самого характера издания: журнал из литературного, каким был еще не так давно, превратился в общественно-политический и литературный. Публицистика выдвигается на первое место. Из литературного «Современник» становится журналом общественно-политическим. Редакция вела огромную работу, направленную на то, чтобы в условиях жестокого цензурного режима изменить характер журнала. Еще летом 1856 г. было решено создать новый отдел – «Современная хроника политических событий в нашем отечестве и других странах. Сильнейшим ударом по крепостничеству были материалы, в которых раскрывалось нравственное падение землевладельцев. «Экономического указателя». В ходе полемики с этим журналом, формулируя свою точку зрения на общину, Чернышевский создал революционно-демократическую программу уничтожения крепостной системы и переустройства общества. С конца 1858 г., когда цензура стала разрешать печатание материалов о выкупе крестьянской земли, Чернышевский выступает с серией статей, в которых излагает революционно-демократическое понимание выкупа. Крестьянская реформа, проведенная «сверху» в 1861 г., по-настоящему не решила ни одной из проблем, стоявших перед страной. Наиболее полно взгляды революционеров-демократов на «Положения 19 февраля» выразил Чернышевский. В 1856–1857 гг. публицисты «Современника» во главе с Чернышевским выступили против откровенных крепостников. В журнале зло высмеивается нашумевшая тогда статья Бланка («Труды императорского вольного экономического общества»), в которой утверждалось, что в основе крепостного права лежит забота помещика о благосостоянии крестьянина: разоблачаются выступления крепостников из «Земледельческой газеты», из газеты «Le Nord» о пользе телесных наказаний; подвергается резкой критике позиция «Журнала землевладельцев». «Современник» под руководством Некрасова, Чернышевского и Добролюбова стал ярко выраженным политическим журналом, и это сделало невозможным участие в нем либеральной группы сотрудников. В 1858 г. «Современник» покинул Л. Толстой, в 1859 г. ушли А. Майков и Фет, в 1860 г. – Григорович и Тургенев. в 61 – 7126 экз В прокламации «Барским крестьянам» он подчеркнул крепостнический характер преобразований играл сатирический отдел «Современника» – «Свисток». Его создателем был Добролюбов. Всего вышло девять номеров «Свистка». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии «Свистка», отмеченные настоящей политической остротой, посвящались злободневным вопросам. Газета состояла из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в газете постоянно печатались карикатуры. В программе «Свистка» Добролюбов изложил основную задачу издания: «открывать и осмеивать дурное и забавное везде и во всем, нисколько не опасаясь скомпрометировать чрез то хорошую сторону предмета». «Программе» Добролюбов писал, что в обществе есть две категории людей, заслуживающих бича сатиры: «рутинисты, приверженные к своим старым ошибкам и порокам и ненавидящие все новое, – и прогрессисты, кричащие о современных успехах цивилизации, о правде, свободе и чести, без надлежащего усвоения себе истинных начал просвещения и гуманности... Доселе все поражали рутинистов; но «Свисток» предполагает себе задачу не щадить и неразумных прогрессистов, так как они ложными толкованиями и безрассудными применениями могут повредить делу общественного просвещения не менее людей самых отсталых и невежественных». Под «рутинистами» Добролюбов имел в виду крепостников, откровенных реакционеров, а под «прогрессистами» – либералов. Обмануть цензуру, однако, не удалось. Главными из них были: борьба с либерализмом, критика социально-политического строя России, высмеивание «чистой поэзии» дворянского толка. «Свисток» пользовался большим авторитетом у демократического читателя 60-х годов, вызывал ненависть реакционеров и либералов. Журнал «Современник» как один из ведущих журналов в России в XIX веке. В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам. В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статьи Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «Coвpeменникa» является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин, печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 года; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не к Турции. Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта. После его смерти журнал переходит к критику и поэту ПА Плетневу. Он быстро превратил С. в орган чуждый полемики и стоящий в стороне от общественной и литературной жизни. Изоляция С. от жизни проводимая Плетневым, низвела журнал в разряд малозаметных изданий. В первые после Пушкина годы в нем, хоть и редко, помещали свои произведения Гоголь, Тютчев, Жуковский, Баратынский, Кольцов, Вяземския, Языков, но скоро их участие в журнале прекратилось и С. из номера в номер заполнялся статьями Грота, библиографическими обзорами и стихами Плетнева. Долгое время издателя не смущало постепенное уменьшение числа сотрудников в его журнале. Но вместе с писателями не стало у С. и читателей. Наконец Плетнев решил отказаться от журнала и в сентябре 1846 года передал право на издание С. Некрасову и Панаеву. Некрасов с Панаевым не пользовались доверием правительства, пришлось искать официального редактора, который мог бы быть утвержден в этой должности и не был бы совсем чужим для журнала человеком. Им стал профессор А.В.Никитенко, выполнявший одновременно обязанности цензора. Некрасов и Панаев пригласили его на пост редактора С., оговорив себе полную свободу действий. В течении 47-48 гг., когда Никитенко подписывал журнал, он почти не вмешивался в дела редакции и идейным руководителем журнала был Белинский. Некрасов и Панаев не предпринимали ни одного шага в журнальных делах без ведома и совета Белинского, а при обсуждении литературных материалов, его голос всегда был решающим. На очень высоком уровне стояли в С. литературная критика и библиография. 1847—1848 гг. — короткий, но самый ЗАМЕЧАтельный период в журналистской и общественно-политической деятельности Белинского. Публицист выступал в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против, догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны. Его обозрения русской литературы за 1846 и 1847 гг., статьи по поводу последних произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями») стали манифестом передового движения России, хотя многие литераторы НЕ согласились с оценкой Белинского «Выбранных мест из Переписки с друзьями» Гоголя, увидев в этой книге важные религиозно-нравственные искания русского писателя. Значительное место занимали в С. статьи по проблемам науки. Со статьями, рецензиями, заметками на исторические темы выступали Кавелин, Соловьев, Грановский и др. Содержательным и разнообразным был в С. отдел «Смесь». В пределах цензурных возможностей этот отдел заменял журналу неразрешенные ему общественно-политические отделы и не редко включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни. Здесь можно найти статьи направленные против крепостничества и капиталистического строя, заметки, проводившие идеи социализма, полемические выступления против славянофилов (печатались Панаев, Некрасов). Жестоко преследовала С. цензура. Особенно страдали статьи Белинского, сильно изуродовала цензура и некоторые произведения Герцена. После событий 1848 года С. оказался в исключительно трудном положении. Меншиковский комитет по поручению царя обследовавший русскую журналистику, нашел, что С. проповедует коммунизм и революцию. Правительственные кары и уход Никитенко поставили С. на край гибели, но Некрасов и Панаев решили продолжать издание журнала. С большим трудом они добились утверждения С., причем временно, и только в виде опыта, Панаева, цензура жестко преследовала журнал. В начале 50-х С. перестает касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства. На смерть Белинского С. смог откликнуться лишь 10-ю строчками, а затем на протяжении ряда лет или Белинского было запрещено упоминать в русской печати. Вся тяжесть руководства С. в трудных условиях реакции пала на плечи Некрасова и Панаева. «Современник» в 1851—1860 годы. В 1854 г, в «Современнике» начинает сотрудничать Чернышевский — великий революционер-демократ, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране. Чернышевский начал с того, что возродил принципы Белинского как в литературной критике, гак и в журналистке. Он начинает при поддержке редактора Не¬красова борьбу за демократизацию самого «Современника». Некрасов поддерживает молодого сотрудника, и постепенно либе¬ралы, включая Тургенева, один за другим начинают покидать «Со¬временник». В 1851 году Некрасов пишет фельетон «Беседа журналиста с подписчиком». В нем он высмеивает такие недостатки журналистики, как безыдейность, низкий уровень журнальной полемики, подмену серьезных принципиальных споров пустыми перебранками, печатанием в журналах слишком большого числа переводов в ущерб произведениям русских авторов. Фельетон был направлены против «Отечественных записок» и их редактора Краевского. С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова позиции рево¬люционных демократов значительно усиливаются. В журнале идет внутренняя и внешняя пере¬стройка в целях наиболее успешного ведения революционной про¬паганды. Вопросы, связанные с обсуждением крестьянской рефор¬мы, условий освобождения крестьян от помещиков, которые по¬стоянно обсуждались в журнале с 1857 г., фактически снимаются с повестки дня. Они уступают место пропаганде революции, восста¬ния как наиболее радикального средства преодоления гнета поме¬щиков. В 1889 году Добролюбов при одобрении Некрасова организует в С. новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале), под названием «Свисток», этот отдел был направлен против русского и международного либерализма, всех «носителей антинародных идей». Добролюбов использует роман Тургенева «Накануне», критик призывает бороться против «внутренних турок», не верить реформам правительства. Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в методах- революционной пропаганды. Бесспорно мастерство Чернышевского, умевшего в подцензур¬ной печати говорить о революции, воспитывать своими статьями настоящий революционеров! Популярность – «Современника» в 60-е годы была исключительно велика. Чер¬нышевский печатал специальные отчеты о распространении жур¬нала и упрекал те города и местечки, где не выписывали журнал, не получали ни одного экземпляра, хотя и понимал, что не все желающие могли найти средства для подписки. Значение «Современника», и истории русской журналистики исключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX века. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа прогресса и социализма. Небывалое значение приобрела публицистика. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?» началась сатирическая деятельность М.Е Салтыкова-Щедрина. Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на 6 месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был и вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя. | |
Просмотров: 1045 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |